я

Про театр музыкальной комедии, рецензия на репертуар

муз

Волгоградский музыкальный театр – как неоднократно говорилось в информационной сводке в самом театре – является одним из старейших в нашем городе. В прошлом году завершился 80-й, юбилейный сезон, а 3го ноября состоялся юбилейный гала-концерт, посвященный столь солидной годовщине. И на праздничный концерт, и на его повтор 18го ноября все билеты были проданы, даже приставные стулья не сильно спасали ситуацию. Что ж, увиденное стоило такого ажиотажа. Концерт представлял собой своеобразную историческую хронику театра – от первой постановки оперетты Стрельникова «Холопка» (в концерте из неё были представлены два номера – дуэт Полиньки и Митруся и песня Никиты) до постановок, идущих сейчас в этом театре. Но основной упор был сделан именно на те спектакли, которые оставили заметный след в судьбе театра, но уже сошли со сцены. Так, например, мы увидели отрывки из «Свадьбы в Малиновке», «Поют сталинградцы», «Мелодия снежных гор», «Требуется героиня», «Бабий бунт», «Моя прекрасная леди», «Цыганский барон», «Баядера», «Травиата» и многое другое. Самым, пожалуй, важным в концерте был момент, когда в зале звучали аплодисменты в память ушедших артистов – зал аплодировал стоя. Но не меньшего внимания удостоились и ныне здравствующие коллеги – оба раза одного из старейших артистов этого театра, Геннадия Славинского, первого во всем Советском союзе исполнителя роли капитана Аверина в «Севастопольском вальсе» встречал шквал аплодисментов. Истории театра также была посвящена тематическая выставка в музее изобразительных искусств, где желающие могли посмотреть на костюмы, эскизы декораций, афиши и программки прошлых лет и настоящего времени.

Но если концерт был посвящен основным вехам в истории театра,  то его современное состояние радует далеко не всех. Основной упор в плане выбора постановок направлен на классические оперетты и музыкальные комедии, однако же в репертуаре присутствуют также мюзиклы, оперные и балетные спектакли.

  лет мышь   Открылся сезон опереттой Штрауса «Летучая мышь», премьерой позапрошлого театрального сезона. Спектакль хотя и достаточно существенно отличается от созданного по этой оперетте фильма, к которому привыкли многие из зрителей, максимально приближен к варианту, созданному композитором. Например, знаменитый тост князя Орловского, являющийся традиционным для России вставным номером номеров, в этом спектакле отсутствует – его артисты исполняют на поклонах. Кстати, так как партия князя Орловского в оригинале написана для женского голоса, собственно его партии исполняет его супруга, княгиня Орловская, а сам князь, хоть и действует весьма активно, но молчит. Неожиданно – но от этого ещё интереснее.
Сам спектакль яркий, интересный, динамичный, веселый – не смотря на 3 отделения, два антракта и 4 часа, проведенных в театре.

Оперетта – музыкальный спектакль, музыкальная комедия – с определением жанра могут возникнуть некоторые сложности – в основном из-за нетипичного, отчасти трагического, финала. «Комедианты» со дня премьеры стали одной из визитных карточек театра. Одна только ария «Любите женщину», являющаяся лейтмотивом спектакля, каждой строчкой доказывает, «что нет ничего выше греховной людской любви» (с). Действие, разворачивающееся в Средневековье, меняется от драмы до фарса и наоборот, не отпуская зрительское внимание ни на секунду, затрагивая вечные проблемы: не только очевидную из названия тему актерского призвания (спектакль посвящается актерскому братству), но и проблемам веры и религии, алчности и бескорыстия, любви и дружбы. Спектакль заканчивается – но мелодия «Любовь земная, ты единственно безгрешная…» остается в памяти надолго.

Если продолжить тему «визитных» спектаклей театра, то самой «долгоиграющей» (в противовес к сравнительно новым – в данной постановке – «Комедиантам» и «Летучей мыши») является «Ханума», в которой заглавную роль блистательно исполяет заслуженная артистка РФ Лада Семенова. Фееричнейший (другое слово подобрать сложно) спектакль, близкий к фарсу, но до него не скатывающийся – «Здрасьте…, я ваша тётя!». Постановка весьма своеобразная и отличающаяся от привычного с фильма сюжета в первую очередь отсутствием Бабса. И в тётушку «из Бразилии, где кокосы, ананасы, бананы и дикие обезьяны» переодевается один из двух оставшихся влюбленных студентов. После просмотра постановки начинаешь думать, что так оно всегда и было, тем более, что когда видишь «донну Люцию» в исполнении Романа Байлова, почти совершенно забываешь, что это – мужчина (и при том весьма привлекательный), а не эксцентричная бразильская миллионерша.

«Небесный тихоход» (кстати, тот же, что и у «Комедиантов» - композитор Марк Самойлов) – спектакль, поставленный к годовщине победы в Великой отечественной войне, однако, не стал «спектаклем к дате», а прижился в репертуаре. Война, как и во всем известном фильме, преподносится не в трагическом, а патриотическо-драматическом, отчасти даже комическом ключе – и очень оптимистичном, не смотря ни на что. После самого напряженного момента в спектакле, когда самолет майора Булочкина, окруженный тремя «мессерами», пропадает со связи, артист, который исполняет эту роль, читает стихотворение «Жди меня» - звучит песня, объединяющая в себе любовь к Родине и близким людям: «Мы будем бить врача с отчаянной любовью во имя тех, кто ждет и любит нас!». И в этом спектакле – вера, вера в победу мира и любви: мира над войной и любви над «святыми союзами» и обстоятельствами.

Самым, пожалуй, психологически сильным – и одновременно самым сложным для восприятия – является мюзикл Журбина «Биндюжник и Король». Сначала сложно понять, как же взаимосвязаны отрывки спектакля – каждая миниатюра является своеобразным миниспектаклем – но потом эти кусочки собираются в мозаику и показывают нам картину жизни Молдаванки и людей, которые её населяют. Видим мы и два связующих звена – обаятельного контрабандиста Беню Крика и действующего рассказчика – Арье-Лейба. И то, что мы перед собой видим, оказывает на нас каждый раз разное впечатление – от восхищения нахальством и авантюризмом этого самого Бени до подавленного, когда мы видим его действующим лицом в его домашней драме. Увиденное заставляет нас задуматься – и в первую очередь о нашей собственной жизни.

Нельзя не сказать ничего об опереттах Имре Кальмана – «Король скрипачей», «Мистер Икс», «Сильва» и «Фиалка Монмартра» - все, кроме первой, является на сцене долгожителями, представлены уже не в первом сценической версии и знакомы чуть ли не с детства. Ну как можно представить музыкальный театр, где идет оперетта, без арии Мистера Икс («Всегда быть в маске судьба моя!»), без песенки Бони («Без женщин жить нельзя на свете, нет!») и без «Карамболины»! Кроме упомянутых уже выше, есть и другие спектакли, известные нам по фильмам и киноверсиям – это «За двумя зайцами» и «Труффальдино в городе В…» («Труффальдино из Бергамо»), которые надолго заряжают оптимизмом тех, кто их посетил.

Можем мы увидеть в театре классические оперы – причем не только комические: веселье «Севильского цирюльника» и «Свадьбы Фигаро» вменяется мрачностью «Маленьких трагедий» («Моцарт и Сальери» и этюды на тему Фауста, соединяющие в себе отрывки из оперы, один драматический отрывок и балетную сцену). Есть и концерты – четыре романсово-песенные программы «Я помню чудное мгновенье…» (для любителей классического романса), вечер старинного русского и цыганского романса, «Истории любви» и «Любовь – волшебная страна», сочетающие в себе оба жанра; а также «Золотые страницы любви» - отрывки из известных оперетт.   шир

«Бенефис балета», премьера предыдущего театрального сезона, порадует как и любителей испанских танцев (как, впрочем, и нелюбителей – зрелище до того яркое, что не залюбоваться невозможно) и классического балета.

Это и многое другое раздует зрителей каждую неделю (причем иногда бывало даже со среды по воскресенье), всем хочется чего-то нового – и более современного в плане материала и вообще нового, то есть премьер. Ждем!

Маша Ширяева, постоянный зритель