Город побед

Для Волгограда вопрос с размещением гостей и участников футбольного первенства является весьма актуальным. По статистике, наш регион ежегодно посещает порядка 648 тысяч туристов. А к началу проведения ЧМ-2018 по футболу прогнозируется увеличение объема туристического потока практически в три раза.

Что сегодня больше всего интересует приезжих, помимо местных достопримечательностей? Конечно же – обслуживание. Забыть о столь привычном для нас еще с советских времен, «ненавязчивом сервисе», призваны профессионалы гостиничного и туристического бизнеса. Их в Волгограде готовят в нескольких ВУЗах, среди которых – ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры». Здесь самыми первыми начали выпускать специалистов такого профиля. По словам кандидата экономических наук, преподавателя кафедры гостиничного и туристического менеджмента Татьяны Поляковой, все выпускники, как правило, находят работу, причем не только в качестве специалистов в сфере туризма и гостиничного бизнеса – отельеров и сотрудников туристических фирм, но и как менеджеры широкого профиля. И это при том, что ежегодно кафедра выпускает около восьмидесяти специалистов.

– В настоящее время в Волгограде имеется 15 «трехзвездночных» отелей,– поясняет Татьяна Полякова. – 12 из них были возведены в прошлом году. В ноябре в Ворошиловском районе по принципу франчайзинга будет сдана в эксплуатацию гостиница Hampton by Hilton, идет строительство и других крупных гостиничных комплексов. Эти высокорентабельные проекты рассчитаны, в том числе и на прием участников и гостей Чемпионата мира по футболу.

Будут не только строить...
[дочитать..]
Лидеры по объемам строительства новых объектов – компании, использующие всемирноизвестные бренды. В Волгограде, как и в целом по России, растут «Астории» и «Хилтоны».

Кстати, в Волгограде для размещения гостей мирового футбольного Чемпионата 2018 года будут не только строить новые гостиницы. Общежития будут преобразованы в отели. По сообщениям news.mail.ru, два общежития социально-педагогического университета города были включены в число объектов по подготовке к футбольному турниру. Еще одно общежитие высотой в пятнадцать этажей в городе построят специально к Чемпионату. В планы властей входит преобразование двух университетских общежитий, разместившихся на Мамаевом кургане и на улице Наумова, в отели трехзвездочной категории. На территории переоборудованных в отели студенческих общежитий в перспективе будут размещаться волонтеры или болельщики. Сейчас реестр вузовских общежитий России, которые планируется на время превратить в площадки для размещения волонтеров и болельщиков футбольного Чемпионата, находятся на рассмотрении в Думе и правительстве. Согласно требованиям ФИФА, отели для размещения волонтеров и болельщиков должны обладать, как минимум, трехзвездочным статусом. После того, как Чемпионат по футболу закончится, университету в Волгограде вернут все общежития, которые вуз сможет использовать в прежнем качестве.

Для самого вуза перспектива отдать общежития под отели для болельщиков и волонтеров выглядит неплохо. Во-первых, университету обещают построить новое общежитие. Во-вторых, два уже действующих здания пройдут реконструкцию и обновление. На время проведения работ по реконструкции студентов университета будут переселять в пустующие общежития училищ.

О классификации

Интересно, что известные волгоградские гостиницы «Интурист» и «Волгоград» пока еще не классифицированы по российским стандартам. Правда, система классификации пока не носит обязательный характер,– говорит исполнительный директор отеля «Южный» Марина Огнянникова. - Заметим, что Группа Компаний «Столия», в которую входит отель «Южный», первой приступила к строительству гостиничной сети Hampton by Hilton в Волгограде.- Всего в регионе классифицированы 18 гостиниц (шесть из них уже сегодня активно готовятся к приему участников Чемпионата мира). Последние изменения в российскую систему классификации внесены в январе 2013 года. В Волгограде принят один из вариантов, утвержденный Ростуризмом для проведения Олимпиады в Сочи. И пусть четырехзвездочных отелей у нас пока нет, по уровню комфорта и технической оснащенности, имеющиеся гостиницы постепенно приближаются к европейским.

Новые гостиничные комплексы, по мнению специалистов – это не только более высокий уровень комфорта, но и безопасность проживания.

Как привлечь малый бизнес?

- МСБ, естественно, не может составить конкуренцию крупным компаниям. Но ответ на этот вопрос есть, – считает Татьяна Полякова. - За последние годы в Волгограде уже построены пять мини-отелей и гостевых домов. И это – оптимальный вариант для работы предпринимателей. Должен быть соблюден некий баланс, при котором принимаются во внимание интересы всех представителей бизнес-сообщества,– говорит Татьяна.– Учитывая уровень доходов основного населения, приходится констатировать, что наибольшим спросом в настоящее время пользуются гостиничные услуги «эконом-класса». Возможно, это связано еще и с тем, что приезжих традиционно, интересует в основном «военная» тематика и туристам непринципиально где проживать.

Порядка 77 % туристов в рамках проведенного социологического исследования ассоциируют Волгоград с Мамаевым курганом, Сталинградской битвой и скульптурой «Родина-мать зовет»,– такие данные приводятся на ресурсе ProHotel. Безусловно, Родина Мать, символ Победы – это пока основной туристический бренд нашего города, однако его необходимо развивать, создавать суббренды, которые будут ассоциироваться у потенциальных туристов с нашим городом. Все это вполне реально сделать на основе актуальной сегодня концепции маркетинга территорий.

Пока же можно предположить, что основная масса гостей города едет сюда не за каким-то немыслимым комфортом. Но это пока. А завтра?

Перспективы

Сейчас на втором месте по популярности у приезжих – так называемый «деловой» туризм. Почти треть всех путешественников посещают наши края для того, чтобы заниматься активными видами отдыха, 12 процентов опрошенных заявили, что предпочитают экологический туризм и еще семь процентов отметили, что им близок пляжный вид отдыха.

«Вообще,– уверена Татьяна Полякова, – туристический имидж Волгограда в перспективе, возможно, трансформируется от понятия «Город боевой Славы» в «Город побед». Побед в широком смысле: трудовых, спортивных, творческих...

На заметку: Напомним, что инициатива создания общенационального центра «ПОБЕДА» была впервые озвучена в 2010 году. Этот проект стал победителем в межрегиональной конференции «Развитие Юга России» и был представлен на IX Международном инвестиционном форуме «Сочи-2010». Тогдашний губернатор Анатолий Бровко, комментируя обоснованность идеи, инвестиции в которую оценивались в 3,2% национального валового продукта, заявил, что «патриотический потенциал Сталинградской Победы — это национальное достояние», которое будет востребовано всей страной «в условиях поиска новых нравственных ориентиров». Кроме того, губернатор считал, что произойдет брэндирование региона и это сделает его инвестиционно привлекательным. Кроме того, письмо администрации Волгоградской области с предложением создать на базе региона общефедеральный центр Президент России Дмитрий Медведев направил на рассмотрение в Министерство культуры РФ и Министерство экономического развития РФ. Оба министра – Александр Авдеев и Эльвира Набиуллина - дали положительное заключение. Поддержал проект и руководитель администрации Президента РФ Сергей Нарышкин. А тогдашний глава Сбербанка РФ Герман ГРЕФ получил указание от руководства страны оказать практическую помощь при создании на базе Волгоградской области Национального центра «Победа». На этом все и закончилось. Иных уж нет, а те – далече. Но быть может этот проект будет реанимирован? Ведь, известно, что все новое – это просто хорошо забытое старое. Что ж, интересно будет совершить путешествие назад в будущее.