Открытые лекции. Проект "Интеллектуальные среды"

Уже сформировался слой людей, осознающих, что им нужно образование. Если раньше его понимали как получение диплома, для чего и поступали в вузы, то теперь есть люди, которые ищут реальных знаний. Ценно прежде всего фундаментальное университетское, т.е. универсальное образование. Людям важно знать, что происходит вокруг них, в какой культурный контекст включена их профессиональная деятельность. Поэтому сегодня мы наблюдаем бум внеинституционального образования: возникают открытые университеты, читаются открытые лекции, ведутся курсы. В Волгограде таким образовательным проектом стали «Интеллектуальные среды». Про то, как, почему и зачем реализуется данная образовательная программа, мне рассказал доктор философских наук, профессор кафедры философии ВолГУ, председатель Волгоградского отделения российского общества интеллектуальной истории Макаров Андрей Иванович.

инте среды
«Наш проект «Интеллектуальные среды» существует уже 8 лет. На протяжении всех 8 лет с октября по май каждую среду проводятся мероприятия. Уже проведено 225 заседаний! Это беспрецедентный случай. Нет ни одного такого масштаба общественного научно-образовательного проекта для широкого круга участников в России», - рассказывает Андрей Иванович. Проект начал оформляться после летней философской школы в Крыму, хотелось продолжить общение, сохранив дух творчества и свободы мысли, создать площадку формирования определенной интеллектуальной среды в городе. Эта идея плюс желание сделать проект не разовым, а постоянным и дал название всему циклу мероприятий.

«Цели, которые мы перед собой ставили и ставим – это создание научно-исследовательских групп, ведущих междисциплинарные фундаментальные гуманитарные исследования и образование на их базе Лектория и серии методологических семинаров по дисциплинарному и тематическому принципу, где исследователи презентуют свою работу, апробируют свои гипотезы и тем самым образовывают студентов и вовлекают в научно-исследовательскую деятельность аспирантов и преподавателей», - продолжает профессор. Лекции проводятся по широкому кругу дисциплин: философия, искусствоведение, литература, физика, но и не только в форме интерактивных лекций, но и в виде ворк-шопов, семинаров, мастерских, когда работает вся группа с модератором.

Самой первой лекцией, которая стала стартовой для ИС была посвящена квантовой физике. Ее провел дфн Александр Иванович Пигалев.

Развитие проекта идет непрерывно. Уже выпущено две монографии, ИС стали известны в других регионах, с партнерами из других городов, а так же Украины и Франции было организованно несколько выездных школ. «Речь идет об отдыхе, совмещенном с получением новых знаний. В Москве и Петербурге это активно практикуется давно, а теперь пришло в регионы. Только этот формат образования относится к удовлетворению простых потребностей человека. Сегодня в сфере образования реализуются проекты, которые относятся к более высоким уровням. Они интереснее для меня и моих коллег»

Аудитория проекта крайне широкая, приходят разные люди, от профессоров, до безработных, но блестящих студенческих глаз среди участников намного больше.

«Единственная наша сложность, это почти исчерпанный корпус лекторов», - задумчиво делится Александр Иванович. «Практически все у нас уже участвовали, так как проект благотворительный, неудобно настаивать на повторных лекциях»

Сегодня «Интеллектуальные среды» - это не только лекции, но и работа мастерских и коллегиума по написанию книг. Это практические занятия, где идет освоение методов. Если говорить о практической направленности философии образования, то нужно сказать, Макаров АИ и его коллеги разрабатывают метод сократического диалога. В центре внимания – проблема «умного размышления и речи»: дело в том, что современные люди не умеют и даже бояться мыслить и говорить о том как они мыслят. Это странно, но горожан интересуют чувства, эмоции и в последнюю очередь мышление. «Проводя упражнения по развитию критического мышления, я сталкиваюсь с тем, что под видом диалога произноситься серия монологов, вбрасываются отдельные высказывания, никак не связанные с репликами собеседника и уводящие от понимания того, о чем ведется беседа. Диалога не хватает и в образовательных практиках. Хотя современные стандарты образования требуют перехода на интерактивные методы. И это совершенно правильно. А если этого нет в образовании, то этого нет нигде, потому что образование – это фундамент. Обществу нужны люди, умеющие говорить диалогично, т.е. логично и понятно. Нужны журналисты философы, медиаторы, риторы».


Весенние планируемые мероприятия:
02.04
(Кафе «Среда», ул. Советская, 16) Семинар «ГЕРМЕНЕВТИКА ИСКУССТВА» (Ягудина Д.С., ВолГУ) 17.00-19.00

09.04
((ВФ РАНХиГС, ул. Гагарина, 8, ауд. 204) Лекция «ПОЛИТИКА – ЭТО ПРОФЕССИЯ ИЛИ ПРИЗВАНИЕ?» (д.ф.н. Стризое А.Л., ВолГУ) 17.00-19.00

16.04
(место уточняется) Дискуссия «ИДЕАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ» (д.ф.н. Макаров А.И., ВолГУ, к.ю.н. Ветютнев Ю.Ю., ВФ РАНХиГС)
23.04
(ВолГУ, проспект Университетский 100, ауд. 4-01А) Лекция «КАТАСТРОФА И ЯЗЫК ПОЭЗИИ» (к.ф.н. Калашников С.Б., ВолГУ)
17.00-19.00

30.04
(ВФ РАНХиГС, ул. Гагарина, 8, ауд. 204)Лекция «ПСИХОЛОГИЯ ВЛИЯНИЯ И ПСИХОЛОГИЯ СВОБОДЫ» (к.п.н. Медведев А.М., ВФ РАНХиГС)17.00-19.00

07.05
(Кафе «Среда», ул. Советская, 16)Семинар «ГЕРМЕНЕВТИКА ИСКУССТВА»
(Ягудина Д.С., ВолГУ) 17.00-19.00
14.05
(Областная библиотека им. Горького, актовый зал, 4 эт)
Лекция «БЕЗДНА СМОТРИТ В ТЕБЯ» ИЛИ РАДИКАЛЬНЫЙ НИГИЛИЗМ Ф.НИЦШЕ»
(д.ф.н., Макаров А.И., ВолГУ.)» 17.00-19.00

21.05
(место уточняется) Лекция «РУССКИЕ В АНЕКДОТАХ» (д.ф.н. Карасик В.И., ВГСПУ) 17.00-19.00

28.05 (Областная библиотека им. Горького, актовый зал, 4 эт) Круглый стол. Подведение итогов года. 17.00-19.00

Более подробную информацию о месте и времени проведения можно получить на на сайте «ВКонтакте»: http://vk.com/insred и http://vk.com/instpf

учусь в ВолГУ - пропустил, и Макаров преподаёт сейчас...
вовремя абсолютно, спасибо за пост!)
вы в курсе, что у Макарова еще есть открытые лекции по аргументации и культурологии? )
Ну, аргументацию он у нас и так ведёт сейчас, но про открытые лекции не знал. Я думал, это от того, что неделю всего как приехал и ещё не всё узнал, но группа учебная ничего этого тоже не знала)
Ещё вопрос возник: на них просто приходишь и всё или же существует какая-то условная "регистрация"?
просто приходишь )
можно послушать и уйти. а можно поспорить с лектором
Отлично!
Завтра на паре ещё поговорим с ним по этому поводу, а на одно из ближайших мероприятий надо будет прийти
Почему не сделать это онлайн?
делаются видео и аудио записи почти каждой лекции и выкладываются в общий доступ
а вот отсюда начните
http://vk.com/insred

часть в видеозаписях, часть выкладывают на стену и со временем оно вниз уходит