История одного портрета

Моя хорошая подруга, внучка художника Черноскутова, делится историей создания одного из шедевров своего дедушки...

Оригинал взят у owl_zoe в История одного портрета
1978 год. Ноябрь. Баку. Медленно пройдя по ступеням выставочного зала Союза художников Азербайджана, он остановился напротив одной картины. И вот, они остались наедине: "Сарьян", портрет работы русского художника и человек, держащий в руках нож. Через мгновение гений армянский живописи будет ослеплен рукой жестокого вандала.

1972 год. Мастерская Мартироса Сарьяна всегда была открыта для друзей. В неё приезжали художники со всего света. Сегодня на встречу с великим мастером приехал Черноскутов Г.В. Их познакомил друг волгоградского художника, последователь и ученик Сарьяна, Минас Аветисян.

Из дневника Черноскутова Г.В.

            "Полдень. Мастерская Мартироса Сарьяна. Мы вошли, и сразу попали в мир образов и красок. Нас встретил сам мастер. Глубокие морщины придавали лицу скульптурность и монументальность, но оно было подвижное, живое и одухотворенное. Меня поразило одновременное сочетание в этом человеке силы, мудрости и восторженного отношения ко всему живому. Мартиросу Сарьяну 92 года, но он не утратил детского восприятия мира. Мы говорили долго - о национальной культуре, об искусстве, о роли творца в духовной жизни нации".
            Эта была встреча трёх мастеров. Трёх настоящих художников. Всё было не случайно. Как когда-то сказал сам Мартирос Сарьян: "В природе всё изначально предопределено, всё находится в процессе становления. Даже камень не брошен просто так, а простирается, как бы живёт…".

"Минас Аветисян шутил и своим бурным нравом направлял поток разговора в самые немыслимые дали. Радость дополняли краски дня и ощущение необыкновенного творческого восторга".

            1976 год. Г.В. Черноскутовым написана картина "портрет М. Сарьян". Это портрет армянского художника, встреча с которым его так потрясла. Написанная за короткий срок, картина заняла очень важное место в творчестве Г.В. Черноскутова. Создание этой работы положило начало целой галерее портретных образов. "Портрет М. Сарьяна" - дань уважения к Армении, к её культуре и в память о встрече в весеннем Ереване.
            Портрет был написан спустя четыре года. За это время произошла череда трагических событий: через несколько дней после той памятной встречи умер сам М. Сарьян, мастерскую М. Аветисяна сожгли накануне его персональной выставки в Волгограде, а в 1975 году сам художник погиб при странных обстоятельствах.

            Мартирос Сарьян родился в Ростове. Родители часто рассказывали ему о его далекой родине — фантастической и яркой Армении, родине его предков. У армян есть легенда "о городе 1001 церкви". В XV веке древнюю столицу Армении Ани взяли турки. Ани стала местом отмщения захватчиков. Они сожгли дома, уничтожили сады и заставили жителей навсегда покинуть эти места. Самым ужасным было "испытание духа народа": все иконы в христианских храмах были ослеплены. Вандалы считали, что выколов глаза святым, они уничтожат веру в людях и армянский народ окончательно потеряет свою духовную силу.

1978 год. Выставочный зал Союза художников Азербайджана. Баку.
            Портрет М.Сарьяна был ослеплен - вандал выколол глаза гению армянской культуры. О чем он думал? На что надеялся? Мог ли он знать, что армянский народ сквозь невзгоды сохранит свои духовные корни, а у картины "Портрет Сарьяна" будет длинная, счастливая жизнь? Работа была реставрирована. Долгие годы зрители выставочных залов всего мира восторгаются работой русского художника, картиной "Портрет М. Сарьяна" - символом духовности армянского народа.
... В XV веке люди лишались родины, но сохраняли любовь к своей сказочной земле. Они построили дома, вырастили сады, возвели храмы, не предав своей веры, а передав её своим детям.
Искусство - это стремление человека к бессмертию, его воля жить вечно. (М. Сарьян)

М. Сарьян